Jump to Navigation
Интернет-приемная

Гиллер Елена Александровна, учитель истории МБОУ СШ № 70

Педагогический стаж: 22 года

Сайт: https://history70.jimdo.com/
          http://www.elenagiller.sc70.ru/

 

Эссе

Свое эссе мне хотелось бы начать с цитаты моего педагогического кумира Павла Петровича  Блонского: «Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность. А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите жизнью». Наша профессия, пожалуй, самая жизнеутверждающая. И, работая с детьми, я все больше убеждаюсь в том, что каждый ребенок уникален. Каждый ученик, впервые севший за парту, убеждён, что именно он самый лучший, самый талантливый. Известно, что процесс обучения – это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика. Поэтому вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?» традиционны. А мне хочется определиться с вопросом: «Кто учит?».

Каким же я должна быть учителем, чтобы из моих учеников выросли порядочные, образованные, понимающие действительность и творческие люди? Менее всего я думаю, что учитель - это просто, как принято говорить, профессия. Учителю  предназначено ежедневно, ежеминутно, ежесекундно лепить маленькие человечески души, лепить не физически, а словом, взглядом, своими поступками. А это очень сложная работа, потому что спрогнозировать результат удаётся не каждому, и далеко не каждому удаётся увидеть результат своего труда.

Для меня – учителя истории - принципиально важно, как мой предмет влияет на мировоззрение учащихся. Важно то, как он «подействует» и на формирование их жизненной позиции, характер, умение адаптироваться в сложном мире человеческих отношений. Сегодня для меня более наиболее остро встают проблемы психологической и социальной организации процесса взаимодействия учителя и ученика, учительского профессионализма, осознания учениками их предназначения, бездуховности подрастающего поколения, вопросы развития компьютерной субкультуры, сохранения здоровья детей.

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время», - эти слова старца- мудреца часто вспоминаются мне. Следовательно, воспитательная цель на уроке истории самая важная, ибо она не подвержена никаким влияниям извне. Ученика должна воспитывать только правда, а на уроке проводником к ней должен стать сам педагог, его любовь к предмету и, конечно, ученику.

Еще В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и тех, кому преподаете». Я нашла три канала нравственного воспитания: через самого учителя и его ценности, через историю и исторический материал и через методику преподавания.

Мне кажется, если бы меня спросили, что лично я могу посоветовать любому учителю истории, опираясь на свой опыт и педагогическую концепцию, я сказала бы так. Подведи ученика к теплой печке истории! Пусть погреется около нее. Если он хочет научиться мудрости, отведи его в библиотеку исторической мысли. Если задумывается о полководческих победах, покажи «науку побеждать», сохранившуюся в трудах великих воинов. Если ему близок творческий талант, открой секреты художников, архитекторов, поэтов и скульпторов, заставь увидеть формулу шедевра. Если же у него появилось желание понять деяния святых, помоги внимательно прочесть их жития, чтобы найти в них смысл жизни и любви.

Ф.И. Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история». Осмысление ее нравственного наследия поможет приобрести духовный иммунитет любому, кто пожелает. Задача учителя – показать ученикам этот опыт, открыть ворота в историю и побудить их найти в ее письменах то, что и является смыслом жизни.

След человека - не только посаженные деревья и построенные дома. Тленно всё:  железо и камень, нетленно другое... Все, что тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передается из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения учительская профессия – профессия счастливых людей. Ведь я отвечаю за Человека в ученике. Мой педагогический поиск направлен на такие виды работы, которые побуждают учащихся к стремлению самим добывать знания через практическую и самостоятельную работы, а также узнавать что-то новое. Весь мой опыт направлен на то, чтобы ученики, выходя из школы, взяли с собой то важное и нужное, что доходило бы до их сердец и защищало от пошлости и подлости, вселяло веру в себя и вело их по жизненному пути.

При этом возникает естественный вопрос: «А какой хочу быть я в свете такой педагогической философии?» Наверное, разной.  Живой, интересной для окружающих, уверенной в себе, в своей нужности близким, жаждущей учиться, не боящейся признать свои ошибки, честной, прежде всего перед собой, умеющей удивлять и вдохновлять. Ведь, как писал П.П. Блонский, «мы должны возбудить внутреннее стремление учителя к самообразованию, точнее воскресить или поддержать его, т.к. такое стремление есть у каждого человека, живущего человеческой жизнью. И если мы создадим для учителя человеческие условия жизни и поднимем, а не задавим в нем человека, только тогда мы и сможем возбудить в нем стремление к самоусовершенствованию и самообразованию». И, пожалуй, именно эти слова могут стать неким девизом многих-многих учителей.

Вверх
Голоса: 220.
Мне нравится!