Jump to Navigation
Интернет-приемная

Отчет о результатах опроса участников образовательных отношений по поводу качества и условий предоставления образовательных услуг в 2016 году

С того момента, как показатель «удовлетворенность населения качеством образовательных услуг» стал использоваться в управлении системой образования, он был включен в перечень целевых индикаторов муниципальных программ развития отрасли (как один из показателей эффективности их реализации), а также в муниципальные задания образовательным учреждениям (как один из показателей качества предоставляемых услуг).

С 2012 года опросы потребителей образовательных услуг в форме анкетирования осуществляются департаментом образования в рамках контроля за выполнением образовательными учреждениями муниципальных заданий учредителя. Респонденты опроса – непосредственные участники образовательных отношений, прямые получатели образовательных услуг (учащиеся и их родители), хорошо информированные о состоянии образовательного процесса и его результатах.  

В 2016 году в рамках контроля за выполнением ОУ муниципальных заданий департаментом образования был проведен опрос (в форме анкетирования) 12044 участников образовательных отношений.   

В опросе, который касался качества и условий предоставления услуг в сфере  общего образования,  в качестве респондентов выступили 4839 представителей 23-х общеобразовательных учреждений (2170 учащихся; 2669 родителей). 

Статистика ответов родителей учащихся на вопрос об удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых школами города, представлена в таблице:  

Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг, которые предоставляет школа?

Да

67,1%    

Частично удовлетворены:

 

скорее да, чем нет

22,9%   

скорее нет, чем да

8,4%   

Нет

 1,6%  

67% родителей заявили о том, что полностью удовлетворены качеством услуг, предоставляемых школой ребенку; 22,9% выбрали ответ «скорее да, чем нет». Таким образом,  удалось удержать высокий показатель прошлого года. И, как показывают ответы на другие вопросы анкеты, это происходит за счет  обеспечения безопасности и психологического комфорта во время его пребывания в школе – 90,5% (в 2015 году – 87%), уважительного отношения к нему педагогов и признания его достижений – 72,5% (в 2015 году – 70,8%). Сократилась доля респондентов, выбравших  ответы «нет» (с 3% в 2015 году до 1,6% в 2016-ом) и «скорее нет, чем да» (с 8,4%  в 2015 году до 7% в 2016-ом).

Статистика полученных ответов позволяет сделать вывод о том, что школе удается удовлетворять потребности главных заказчиков образовательных услуг – родителей учащихся. Они считают, что школа развивает познавательные интересы ребенка, учит учиться (т.е. самостоятельно приобретать знания) – 18,9% (в 2015 году – 16,5%),  создает   условия  для проявления творческих способностей  – 76,8% (в 2015 году – 70,8%), дает необходимые для жизни в современном обществе знания и умения – 17,5% (в 2015 году – 16,9%), помогает лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны – 14,2% (в 2015 году – 13,3%), воспитывает самостоятельность – 15,5% (в 2015 году – 13,3%), позволяет найти друзей – 14% (в 2015 году – 13,2%), стать лидером в классном коллективе или успешным его членом – 72,5% (в 2015 году – 70,1%).

Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют и о негативных «моментах» в состоянии образовательного процесса (не случайно доля родителей,   удовлетворенных качеством услуг не в полной мере, хотя и ежегодно сокращается, осталась в 2016 году довольно высокой – почти 30%). Среди факторов, негативно влияющих на качество образования, анкетируемые наиболее часто упоминали такие, как перегрузка школьников – 40,7% (показательно, что значение показателя растет: в 2015 году – 31%; в 2014-ом – 30%), отсутствие (или недостаточность) индивидуального подхода к ребенку – 20% (в 2015 году – 21,4%), незаинтересованность ряда учителей в конечном результате – 13,8% (в 2015 году – 19,8%); существование системы репетиторства – 20,4% (в 2015 году – 21,2%). Отмечены как негативные факторы, которые являются следствием высокой загруженности ряда школ: невозможность организовать обучение всех детей в одну (первую) смену, полноценно использовать вторую половину дня для развития учащихся (интеллектуального, творческого, физического), соблюдать температурный режим при организации питания школьников. При этом 67% родителей констатировали, что качество образования, предоставляемое школой, за последние 2-3 года все же улучшилось (в 2015 году – 64%).

Насколько удовлетворены образовательным процессом его непосредственные участники, учащиеся, можно судить из ответов на вопрос, приведенный в таблице:

Тебе интересно учиться в школе?

Вариант ответа

Учащиеся

4-6 кл.

Учащиеся

7 – 11 кл.

Да

89,2%

80,4%

Не совсем

7,8%

17,1%

Нет

0,3%

2,4%

Затрудняюсь ответить

2,6%

0%

Таким образом, ответы детей соотносимы с ответами их родителей:   89% учащихся 4-6 классов (в 2015 году – 87%) и 80% учащихся  7-11 классов (в 2015 году – 75%)  говорят о том, что им интересно учиться в школе.

Отвечая на вопрос «Что (кто) тебе особенно нравится в школе?»   24,1 % учащихся  4-6 классов назвали интересные уроки (в 2015 году – 24,7%), 21,4% указали «мой учитель» (в 2015 году – 21,6%), 21,0% – «мои одноклассники» (в 2015 году – 21,8%). 13%  отметили, что им комфортно в школе (в 2015 году – 12,5%). Показательно, что 56,8% детей в школе нравится всё (в 2015 году – 51,7%). При этом 14,4% жалуются на то, что «мало гуляют, играют, занимаются в кружках по интересам» (в 2015 году – 13,9%), 11% кажется большим объем домашнего задания (в 2015 году – 12,3%).

Примерно так же отвечают на тот же вопрос учащихся 7-11 классов:  23% говорят, что их учат внимательные и доброжелательные учителя (в 2015 году – 22,8%), 23,5% отмечают интересные уроки и внеклассные мероприятия (в 2015 году – 23%), 80,4% подтверждают, что в школе им комфортно (в 2015 году – 77,5%). При этом каждый пятый учащийся (20%) указывает на большую учебную нагрузку (в 2015 году – 22,3%), 16% хочется, чтобы их больше и лучше кормили (в 2015 году – 18,3%), 12% кажется, что их потребность в занятиях в творческих объединениях по интересам недостаточно реализована (в 2015 году – 14,3%).  

Кроме того, учащиеся дают высокую оценку деятельности педагогического коллектива  по  формированию основ здорового образа жизни – 84,5% (в 2015 году – 74,2%), коммуникативной культуры – 74,2% (в 2015 году – 60,3%), организации учебного труда – 81,7% (в 2015 году – 74,6%), 94,2% одобрительно отзываются о системе подготовки к экзаменам (в 2015 году – 89,1%).

В анкетировании родителей выпускников ДОУ приняли участие  4440 чел. (на  1280 человек больше в сравнении с 2015 годом), которые выразили свое мнение о качестве услуг, оказываемых в 74-х  детских садах и 5-ти школах, реализующих программы дошкольного образования.

Данные проведенного в 2016 году анкетирования также свидетельствуют об их удовлетворенности качеством образовательного процесса в детских садах, созданием оптимальных условий по присмотру и уходу за детьми, а также  результативностью мер, направленных на повышение информированности родителей о деятельности дошкольных учреждений:

Результаты анкетирования  за 2016 год:

Перечень услуг в сфере

дошкольного образования

Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг

Полностью удовлетворены

Частично удовлетворены

Не удовлетворены

Реализация основной  образовательной программы дошкольного образования

89%

(в 2015 году – 87%)

9%

(в 2015 году – 11%)

2%

(в 2015 году – 2%)

Реализация адаптированной   образовательной программы дошкольного образования

92%

8%

0%

Присмотр и уход за детьми 

78%

(в 2015 году – 81%)

13%

(в 2015 году – 10%)

 

9%

(в 2015 году – 9%)

Статистика ответов анкетируемых указывает на рост удовлетворенности родителей воспитанников  качеством реализации  основных образовательных программ дошкольного образования (в сравнении с 2015 годом).

Вместе с тем, фиксируется снижение числа родителей, удовлетворенных организацией работы по присмотру и уходу за детьми (причины: рост наполняемости действующих в ДОУ дошкольных групп,   недовыполнение натуральных норм питания детей, предусмотренных СанПиН).

В опросе, который касался качества и условий предоставления услуг в сфере  дополнительного образования, приняли участие 2266 представителей 12-ти УДО (570 учащихся; 1696 родителей учащихся).

Результаты анкетирования показали, что качеством услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования, удовлетворены почти 90% анкетируемых. Родителей учащихся привлекает в УДО наличие  творческих объединений, способствующих развитию ребенка (45,9%; в 2015 году – 45,5%), возможность занять его полезной и значимой для личностного роста деятельностью вне школы (59,3%; в 2015 году – 59%); а также возможность общения по интересам со сверстниками (56,6%; в 2015 году – 56,1%). Лишь 0,1% (в 2015 году – 0,2%) родителей не увидели пользы в занятиях в УДО и задумались о прекращении их посещения.

Поскольку доля удовлетворенных качеством дополнительного образования традиционно высока (тенденция фиксируется на протяжении всех лет проведения опросов, остается стабильной, не  фиксирующей «спады» в значениях показателей), удержание ее прежнем уровне – достижение системы:

Удовлетворены ли Вы образовательными услугами, предоставляемыми учреждениями дополнительного образования?

Да

91,7% (в 2015 году – 91,69%) 

Не совсем

8,1% (в 2015 году – 8,24%)

Нет

0,2% (в 2015 году – 0,7%)

Данные анкетирования показывают, что около 60% детей и их родителей предпочли УДО, работающие по дополнительным образовательным программам разной направленности. Такое предпочтение объясняется большими возможностями, которые они  предоставляют детям для того, чтобы «найти себя» в разных направлениях развития (посещая сразу 2 (почти каждый четвертый анкетируемый) и даже 3 (7,7%) творческих объединения) или, перепробовав для себя разные виды деятельности, останавливаться на одной.

При выборе УДО 57% родителей (в 2015 году – 57,1%) руководствовались желанием ребенка, 24% (в 2015 году – 22,1%) – рекомендациями друзей и знакомых; для 19% (в 2015 году – 18%) важной оказалась близость учреждения к дому. 95,5% (в 2015 году – 95,1%) из них отметили, что ребенок с удовольствием посещает занятия; высоко оценили деятельность педагогов 82% (в 2015 году –80,6%). Характеризуя нагрузку в системе дополнительного образования, 88% (в 2015 году – 87,2%) анкетируемых определили ее как небольшую, с которой ребенок легко справляется.

Среди проблем системы дополнительного образования анкетируемые назвали малое количество в УДО творческих объединений, связанных с техническим творчеством, информационными технологиями, робототехникой, несовершенство материально-технической базы. 10% детей (в 2015 году – 8%) указали на неудобства, вызванные теснотой помещений, особенно в часы загруженности учреждения, хотя при этом около 90% родителей оказались удовлетворенными условиями пребывания ребенка в УДО.

 

Выводы и заключения

Стабильное состояние и положительная динамика показателей, характеризующих удовлетворенность обучающихся и их родителей качеством образовательных услуг, – результат комплексной работы  по обеспечению доступности и качества образования, основные составляющие которой:

- открытость и информационная прозрачность процессов постановки на учет детей для зачисления в детские сады и осуществления приема в школу;

- строительство новой школы в 29-ом микрорайоне, комплектование 3-х детских садов, введенных в строй в конце 2015 года, позволяющие планово сокращать очередь в муниципальные ДОУ и обеспечивать необходимой инфраструктурой образования новые микрорайоны города;

- создание новых мест в системе общего образования для поэтапного перевода школ в односменный режим работы, позволившее сократить число обучающихся во вторую смену с 18,2% в 2015 году до 16,8% в 2016-ом;

- совершенствование материально-технической базы учреждений за счет проведения капитальных и текущих ремонтов их зданий, создание комфортной среды в образовательном процессе, улучшение его оснащенности современным оборудованием (учебным и игровым), инвентарем, компьютерной техникой, т.п.;

- повышение качества предоставляемого образования, в т.ч. через поэтапное введение новых стандартов общего образования (доля учащихся, осваивающих ФГОС достигла в 2016 году 64,4% (в 2015-ом – 54,6%)), укрепление социального статуса педагогических работников;

- учет потребностей разных групп детского населения, включая детей с ОВЗ и инвалидов, одаренных, тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, за счет дифференциации образования, использования дистанционных технологий, создания «безбарьерной» образовательной среды (в 2016 году в 3-х школах и 3-х детских садах).

Вместе с тем  результаты анкетирования обозначили проблемы отрасли:

в дошкольном образовании:  высокая наполняемость действующих групп,   снижение выполнения натуральных норм потребления основных продуктов питания; 

в начальном, основном и среднем общем образовании:  большая загруженность многих школ вследствие роста контингента учащихся, фиксируемого с 2009 года, незавершенность мер по обеспечению равного доступа обучающихся к качественному общему образованию (в т.ч. связанных с созданием доступной среды, переводом школ в односменный режим работы, различием учреждений в условиях образовательного процесса);

в дополнительном образовании: отсутствие УДО в новых микрорайонах города, несоответствие ресурсной базы, а также номенклатуры услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования, возрастающим потребностям населения и задачам развития данной сферы.

Как проблему, характерную для всей системы образования, следует назвать кадровую. Ее негативные проявления состоят в гендерном дисбалансе (более 90% женщин-педагогов), старении педагогических кадров (средний возраст педагогов 46,5 лет), низких темпы их воспроизводства.

Указанные проблемы известны, меры по их преодолению на очередной период определены в разработанной в 2016 году муниципальной программе «Развитие образования города Липецка на 2017